Коканд — уютный и живой город, бывшая столица одноимённого ханства, некогда важный центр Великого шёлкового пути. Здесь сохранились дворцы, традиции и мастерские, а в атмосфере города по-прежнему чувствуется дух прошлого. Наша дорога из Оша вела именно сюда — через границу, через смену языков и культур, в глубину Узбекистана.

Спускаемся с горы Сулеймана и едем сразу к границе с Узбекистаном. Из Оша до неё всего 10 минут. Машины из Киргизии в Узбекистан проезжают редко. Большинство переходят границу пешком. Так и мы попрощались с киргизской стороной и пошли к узбекской стороне.


Встреча на узбекской стороне

На узбекской земле нас ждали уже местные представители и местный автобус. Экскурсоводов было целых двое. Основной ведущий по всему маршруту Махмуд и дополнительная помощница, ведущая экскурсию по Ферганской долине. Напоминаю, что от границы мы движемся в Коканд, там останавливаемся на ночь, затем едем дальше в Ташкент, Самарканд и Бухару.


Особенности региона

Что такое Коканд? Это бывшая столица Кокандского ханства, расположенная в Ферганской долине. Это был крупный город на шелковом пути.

Карта Великого Шёлкового пути. Шелковый путь состоял из целой сети дорог. По одной из веток как раз проходит наш маршрут.

Сейчас это тихий уютный городок. Традиции Коканда, да и всей Ферганской долины, отличаются от более западных регионов. Начиная от архитектурных элементов и заканчивая традициями и национальными костюмами. Кстати, каждый регион в Узбекистане имел свои национальные костюмы, существенно отличающиеся от соседей.

Региональные музыкальные инструменты. Каждый местный житель должен уметь играть на как-нимбудь музыкальном инструменте. Поэтому детей с детства учили музыке.

Различия в культуре западных и восточных регионов выливались в забавные перепалки между нашими экскурсоводами. «Здесь строили вот такие ниши? А в соседних регионах вот такие.», «У вас книги сделаны из бумаги? А у нас из кожи.» и т.д.

Древние рукописные книги нам встречались в каждом городе. Преимущественно различные экземпляры и вариации оформления корана. Чуть реже встречались книги по медицине, астрономии и точным наукам.

Древняя рукописная книга.

Большинство древних дворцов, крепостей и пр. постройки в Узбекистане полностью разрушены и восстановлению не подлежат. Почему? Да потому что от былых величественных зданий не сохранилось даже архитектурных планов! Никто не знает как они выглядели.


Дворец Худояр-хана

В Коканде чудом сохранился дворец Худояр-хана. Точнее был восстановлен по чертежам, которые удалось сохранить. Дворец занимал большую площадь и имел семь внутренних двориков, мужскую и женскую половину. Отдельные дворики были отведены для гарема. В многочисленных комнатах располагались личные покои хана, тронный и приёмный залы, зал суда и пр. Отдельные комнатки были отведены для рабов, обслуживавших дворец. Все комнаты вокруг двора соединялись друг с другом по кругу и были проходными. Стены и резной деревянный потолок приемных залов, комнат хана и его жён украшала традиционная региональная роспись.

Тронный зал. На самом деле хан восседал на подушках. Трон остался от декораций для съемок фильма.
Комната хана. Здесь хан проводил часть своего дня.
Вид на внутренний дворик через резную решётку окна.
Это не обстановка комнаты. Это музейные экспонаты в миниатюре. Уменьшенная в размерах резная беседка работы мастера времен УзССР Хайдарова Кадира и пример резной капители колонны, которые повсюду использовались в данном регионе.

При строительстве архитекторам давали полную свободу творчества. Обычно один дворец строили несколько архитекторов. Этим объясняется полная асимметричность фасада. Формы и количество арок, стили росписи. Даже башни сильно отличаются друг от друга. Каждая башня имеет свою высоту, купол и даже отличается формой — круглая или с углами.

Главный входной портал дворца. Над порталом выложена надпись на арабском языке «Великий Саид Мухаммад Худояр-хан».

Восстановлен дворец был только частично. Из семи дворов сейчас существует только два. Входной портал, приемные залы, помещения, где обычно располагался хан. Полностью отсутствует зона гарема, включавшая несколько дворов.

Заходим в портал. Внутренние стены украшены региональными орнаментами из мозаики. В арке виднеется первый дворик.
Первый дворик.
Гранатовые деревья во внутреннем дворике.

В настоящее время во дворце расположен краеведческий музей. Здесь можно познакомиться с историей, бытом и древними обычаями.

В одном из двориков выставлены экспонаты арбы. Говорят, один из них использовался при съемках фильма «Арба».

Арба. Та самая, которую использовали для съёмок одноименного фильма.